Автозвук: какой уровень звукового давления опасен для жизни

Любителям автозвука интересно знать об уровнях звукового давления, которое бывает от различных источников.

Так, в дневное время суток, человек может слышать звуки громкостью от 10-15 дБ и выше. Максимальный диапазон частот для человеческого уха, в среднем - от 20 до 20 000 Гц (возможный разброс значений: от 12-24 до 18000-24000 герц), отмечает "Автолайн".

Интересно, что в молодости лучше слышен среднечастотный звук с частотой 3 КГц, в среднем возрасте - 2-3КГц, в старости - 1КГц. Такие частоты, в первые килогерцы (до 1000-3000 Гц - зона речевого общения) - обычны в телефонах и по радио на СВ и ДВ диапазонах. С возрастом, воспринимаемый на слух звуковой диапозон сужается: для высокочастотных звуков - уменьшаясь до 18 килогерц и менее (у пожилых людей, каждые десять лет - примерно на 1000Гц), а для низкочастотных - увеличиваясь от 20 Гц и более.

Ниже приведем уровни звукового давления от различных источников из Википедии и отметим, что происходит при каждом из них.

0 дБ SPL — порог слышимости для синусоидальной волны с частотой 1 кГц; ничего не слышно

5 дБ SPL — почти ничего не слышно; безмолвие в горах;

10 дБ SPL — почти не слышно — шёпот, тиканье часов, тихий шелест листьев, звук падающей иголки;

15 дБ SPL — едва слышно — шелест листьев;

20 дБ SPL — едва слышно — уровень фона на открытой местности;

25 дБ SPL — тихо — сельская местность вдали от дорог, мурлыканье кота на расстоянии 0,5 м;

30 дБ SPL — тихо — настенные часы, максимально разрешённый шум для источников постоянного шума, расположенных в жилых помещених, ночью с 21:00 до 7:00;

35 дБ SPL — хорошо слышно — приглушённый разговор, тихая библиотека, шум в лифте;

40 дБ SPL — хорошо слышно — тихий разговор, учреждение (офис), шум кондиционера, шум телевизора в соседней комнате;

50 дБ SPL — отчётливо слышно — разговор средней громкости, тихая улица, стиральная машина;

60 дБ SPL — умеренно шумно — громкий разговор, норма для контор;

65 дБ SPL — весьма шумно — громкий разговор на расстоянии 1 м;

70 дБ SPL — шумно — громкие разговоры на расстоянии 1 м, шум пишущей машинки, шумная улица, пылесос на расстоянии 3 м;

75 дБ SPL — шумно — крик, смех с расстояния 1 м; шум в железнодорожном вагоне;

80 дБ SPL — очень шумно — громкий будильник на расстоянии 1 м; крик; мотоцикл с глушителем; шум работающего двигателя грузового автомобиля; длительный звук вызывает ухудшение слуха;

85 дБ SPL — очень шумно — громкий крик, мотоцикл с глушителем;

90 дБ SPL — очень шумно — громкие крики, пневматический отбойный молоток, тяжёлый дизельный грузовик на расстоянии 7 м, грузовой вагон на расстоянии 7 м; звук почти невозможно не замечать;

95 дБ SPL — очень шумно — вагон метро на расстоянии 7 м, громкая игра на фортепиано на расстоянии 1 м;

100 дБ SPL — крайне шумно — громкий автомобильный сигнал на расстоянии 5‑7 м, кузнечный цех, очень шумный завод;

110 дБ SPL — крайне шумно — шум работающего трактора на расстоянии 1 м, громкая музыка, вертолёт;

115 дБ SPL — крайне шумно — пескоструйный аппарат на расстоянии 1 м, мощный автомобильный сабвуфер, пневмосигнал для велосипеда.

120 дБ SPL — почти невыносимо — болевой порог, гром (иногда до 120 дБ), отбойный молоток, вувузела на расстоянии 1 м, шум на стадионе, кислородная горелка;

130 дБ SPL — боль — сирена, шум клёпки котлов, рекорд по самому громкому крику;

140 дБ SPL — травма внутреннего уха — взлёт реактивного самолёта на расстоянии 25 м, максимальная громкость на рок-концерте;

150 дБ SPL — контузия, травмы — взлёт лунной ракеты на расстоянии 100 м[1], реактивный двигатель на расстоянии 30 м, соревнования по автомобильным звуковым системам, ухудшается зрение;

160 дБ SPL — шок, травмы, возможен разрыв барабанной перепонки — выстрел из ружья близко от уха; соревнования по автомобильным звуковым системам; ударная волна от сверхзвукового самолёта или взрыва давлением 0.002 МПа;

170 дБ SPL — светошумовая граната, воздушная ударная волна давлением 0.0063 МПа;

180 дБ SPL — светошумовая граната, воздушная ударная волна давлением 0.02 МПа, длительный звук с таким давлением вызывает смерть;

182,4 дБ SPL — рекорд по автомобильным звуковым системам, длительный звук с таким давлением вызывает смерть;

190 дБ SPL — воздушная ударная волна давлением 0.063 МПа;

194 дБ SPL — воздушная ударная волна давлением 0.1 МПа, равным атмосферному давлению; возможен разрыв лёгких;

200 дБ SPL — воздушная ударная волна давлением 0.2 МПа; возможна быстрая смерть;

210 дБ SPL — воздушная ударная волна давлением 0.63 МПа;

220 дБ SPL — воздушная ударная волна давлением 2 МПа;

230 дБ SPL — воздушная ударная волна давлением 6.3 МПа;

240 дБ SPL — воздушная ударная волна давлением 20 МПа;

249.7 дБ SPL — максимальное давление 61 МПа воздушной ударной волны при взрыве тринитротолуола[2]. Давление ударных волн при обычном взрыве может быть больше (максимальное — давление детонации), но это будет ещё не воздушная, а начальная взрывная ударная волна, образованная разлётом продуктов детонации

260 дБ SPL — ударная волна давлением 200 МПа;

270 дБ SPL — ударная волна давлением 632 МПа;

280 дБ SPL — ударная волна давлением 2000 МПа;

282 дБ SPL — 2500 МПа — максимальное давление воздушной ударной волны при ядерном взрыве[3]. Максимальное давление продуктов реакции в момент ядерного взрыва гораздо больше — до 100 млн. МПа.

300 дБ SPL — 20 000 МПа — среднее давление детонации обычных взрывчатых веществ;

374 дБ SPL — 100 млн МПа — давление в ядерном заряде в момент ядерного взрыва;

2367 дБ SPL — 4.63309 × 10113 Па — планковское давление.

Давление свыше 140 дБ SPL может вызвать разрыв барабанной перепонки, баротравмы и даже смерть.

Информация подготовлена агентством автомобильных новостей "Автолайн"
http://avtoline.biz

21.09.2017 08:37 Источник 0

Комментарии