Винил в автомобиле: с чего начинался автозвук

Какая связь между Джорджем Харрисоном из Beatles, легендой бокса Мухаммедом Али и автомобилем Chrysler? Ответ – автомобильный проигрыватель виниловых пластинок Highway Hi-Fi, установленный в последнем и активно рекламировавшийся первыми двумя.

Если бы Питеру Гольдмарку, создавшему в 1948 году систему микрозаписи пластинок на 33 об/минуту, сказали, что его пластинки можно будет крутить не только дома, но и в машине, он бы в ответ покрутил пальцем у виска. Но прошло совсем немного времени, и весной 1956 года публике был представлен с большой помпезностью Highway Hi-Fi – первый проигрыватель винила для автомобиля.

Буквально всё говорило о том, что для Highway Hi-Fi уготована великая участь. Автомобильный бизнес в то время в Штатах был на подъеме, комфортная подвеска и наличие подстаканников в машинах ценились как никогда, так что появление ко всему этому ещё и автомобильного проигрывателя сулило большие перспективы. И действительно, Highway Hi-Fi быстро стал модной темой для разговоров среди любой публики – от реднеков до богемной "золотой молодежи", поднялась нешуточная шумиха в прессе. Делу способствовало и то, что новинку поддерживал и продвигал всеми доступными средствами ведущий американский автопроизводитель – Chrysler. В общем, прорыв, революция и всё такое.

ВИДЕО: https://youtu.be/KGrRasHpRTY

В общем-то, понять такой теплый прием несложно, в отличие от радиоприемников, которыми автомобили к тому времени уже стали обычным делом, Highway Hi-Fi предлагал нечто более ценное – выбор. С приемником приходилось слушать музыку, которую крутит диджей, и если не нравится песня, то максимум, что можно было сделать, – настроиться на другую волну. А с проигрывателем можно было послушать любимую песню когда угодно.
Виниловые пластинки для Highway Hi-Fi были особыми, специфичные автомобильные условия эксплуатации заставили разработать оригинальный формат. Длительность звучания была увеличена вдвое по сравнению с обычными пластинками и составляла около 90 минут. Между прочим, руку к этому приложил всё тот же Питер Гольдмарк, работавший на благо компании CBS. Никакого секрета длительного звучания тут нет, просто скорость вращения была снижена вдвое – у Highway Hi-Fi она составляла не 33 1/3, а 16 2/3 оборотов в минуту.

Это не создало проблем с качеством звучания, к тому моменту Гольдмарк хорошо поработал над принципом формирования "ультрамикроуглублений", в каком-то смысле даже определив развитие винила на десятилетия вперед. Не было особых проблем и с производством – точность изготовления 135-граммовых пластинок легко обеспечивала необходимую плотность 216 микроуглублений на сантиметр. В технологическом плате всё это выглядело как маленькое чудо, и перспективы были – краше некуда. Но что-то все равно пошло не так.

Уже через год после головокружительного старта продажи резко упали, а потом Highway Hi-Fi и вовсе перестал предлагаться покупателям. Причина, как понимаете, оказалась не в самом формате. Какой бы расчудесной ни была техника, этого еще недостаточно, чтобы люди начали пользоваться ей повсеместно.

Чтобы наглядно показать причину провала, можно провести аналогию с компанией Sony, которая четверть века спустя пробежалась по этим же граблям со своим форматом Sony Betamax. Он хоть и имел массу достоинств, но не нашел распространения из-за отсутствия сколь-нибудь серьезных сделок с киноиндустрией. А у формата VHS с этим был полный порядок – минимум ограничений и ориентир на максимально широкое использование позволили ему быстро и легко "выйти в дамки".

Highway Hi-Fi на момент своего появления был даже в лучшем положении – у него вообще не было конкурентов. "Сорокапятки" от RCA, извечного конкурента CBS, появились в машинах уже позже, когда CBS и Chrysler потеряли интерес к Highway Hi-Fi.
Провал же состоял в том, что придумав неплохой, в общем-то, формат, его создатели не уделили должного внимания должной поддержке. Пластинки делались лишь на одной студии – Columbia Records, число альбомов было сильно ограничено, и многие покупатели машин с опцией Highway Hi-Fi так и оставались при комплекте, который автопроизводитель "дарил" вместе с машиной. Приносить в машину какие-то другие пластинки было бессмысленно, на половинной скорости все равно можно было слушать лишь заунывные завывания вместо музыки.

Так что выбор, о котором так громко и воодушевлённо твердилось в самом начале продаж Highway Hi-Fi, на самом деле оказался фикцией. К тому же проигрывателями Highway Hi-Fi оснащались лишь автомобили Chrysler, да и то только на заводе – система гашения вибраций в проигрывателе была завязана на настройку подвески автомобиля и подгонялась к каждой модели индивидуально. А это тоже популярности формату не прибавило.

Вот так быстро появился и сошел на нет интересный и, казалось, многообещающий формат Highway Hi-Fi. Само собой, он был не последним. Извечный оппонент CBS, компания RCA, проиграв войну "скоростей" со своими 45-оборотными пластинками, воодушевился этим провалом конкурента и решила взять реванш. Изучив слабые места Highway Hi-Fi, был выпущен автомобильный чейнджер RCA AP-1 аж на 14 пластинок. Дорожки у "сорокапяток" крупнее, чем на 16-оборотных «ультрамикро», так что на кочки он практически не реагировал.

ВИДЕО: https://youtu.be/S0hRzEihsR4

Впрочем, на этом достоинства RCA AP-1 заканчивались. Большая прижимная сила иглы способствовала неумолимому снятию виниловой стружки, и после десятка проигрываний диск можно было использовать разве что как снаряд для фрисби, свою музыкальную часть жизни он заканчивал. Да и сами пластинки не отличались большой длительностью звучания, в машине можно было использовать лишь синглы... Так что сплясать джигу на костях конкурента у RCA не вышло.

Эпоха автомобильного винила продлилась недолго. Проигрыватели были модной штучкой, но не более того. Их можно было заметить в машинах Джорджа Харрисона, Мохаммеда Али и Джимми Хендрикса, но всё это длилось лишь до середины 60-х. Попытки других компаний сделать автомобильный проигрыватель особой погоды не сделали. К концу десятилетия формат окончательно исчез из повседневной жизни и перекочевал в коллекции раритетов.

ВИДЕО: https://youtu.be/imBn68dcfAQ

Но сама идея продолжала жить. Попробовав однажды музыкальный вкус автомобильного комфорта, покупатели уже не желали от него отказываться. Это дало толчок развитию отрасли, и виниловые пластинки в машинах уступили место другим форматам. Можно сказать, что это стало началом для индустрии автомобильного аудио.

Отмечается, что эта статья представляет собой вольный перевод статьи Фила Стронгмана (Phil Strongman) "Forgotten audio formats: The Highway Hi-Fi" с небольшими авторскими дополнениями для Stereo.r
https://carmus.ru/content/68

Информация подготовлена агентством автомобильных новостей "Автолайн"
http://avtoline.biz

08.11.2017 06:18 Источник 0

Комментарии