В прошлом году пятиканальник Mosconi PRO 5|30 получил награду EISA и звание "Лучший автомобильный усилитель 2017-2018". У экспертов издания carmus.ru, в руках оказался четырёхканальный "брат" этого призёра – Mosconi PRO 4|10.
Mosconi PRO 4|10 сделан в Италии. Конструктивно PRO 4|10 оказался очень интересным. Он достаточно компактен. Размеры в плане составляют всего 23,5х20,5 см, высота – 5,5 см. Более того, значительную долю этих размеров съедает "ограда" по периметру корпуса. Она, кстати, может служить неплохой механической защитой, если усилитель установить под переднее сиденье. В охлаждении эта "ограда" практически не участвует, радиатор спрятан внутри, под сеткой, и принудительно охлаждается вентилятором. Это уже далеко не первый итальянский усилитель с такой организацией охлаждения.
Вентилятор включается лишь по необходимости. И конкретно для PRO 4|10 это выглядит вполне разумным. Как показало дальнейшее изучение этого усилителя, КПД у него достаточно высокий, и за всё время теста я так и не смог раскочегарить его до включения "карлсона". Для подключения усилителя и доступа к регулировкам нужно снять лёгкую верхнюю крышку.
Здесь же, рядом с клеммами подключения "силы" (между прочим, принимающими кабель вплоть до 2 Ga) в небольшом углублении примостился и предохранитель. Удобная компоновка получилась.
Регулировки в каналах А и В неравноценные. В первой паре каналов – только ФВЧ. Зато с "множителем" частоты, позволяющим расширить диапазон настройки аж до 5 кГц.
Во второй паре каналов – ФВЧ и ФНЧ, которые можно включить одновременно, образовав полосовой фильтр. Правда, традиционную поканалку сделать не получится – верхняя частота ФНЧ ограничена отметкой 500 Гц. Разве что двухполоску с широкополосными СЧ/ВЧ динамиками или трёхполоску с пассивным делением СЧ и ВЧ.
Отмечается, что кнопки Direct DSP в каждой паре каналов. При их нажатии все входные регуляторы полностью выключаются из работы. То есть, не просто деативируются фильтры, а обходится вообще всё, включая гейны. Чувствительность при этом фиксируется на уровне, примерно соответствующем 1/3 оборота регуляторов уровня. Усилитель становится чистым оконечником.
Ну и в качестве дополнительного бонуса – возможность подключения по высокому уровню. Для этого используются всё те же RCA-разъёмы, а режим их работы задаётся просто кнопкой Hi-Level.
Если открыть корпус, что можно увидеть компоновку "треугольником" – блок питания, линейная часть, оконечные каскады. Так слаботочные цепи оказываются максимально удалены от сильноточных цепей, что обычно хорошо сказывается на фоновом шуме. В этом смысле, Mosconi PRO 4|10 можно считать вообще образцовым.
Все фильтры выполнены в виде модулей-субплат. Замечены операционники TL074 – неплохие, но в данном случае выглядящие немного попсово. Впрочем, они стоят только в фильтрах, а фильтры, как вы уже знаете, здесь штука не перманентная.
Блок питания относительно компактный, но конструкция трансформатора говорит о том, что с выходной мощностью должен быть полный порядок.
Усилительная часть тоже не занимает много места. SMD-комплектующие в этом смысле позволяют существенно "уплотнить" монтаж.
Больше трети площади корпуса занимает радиатор. Вентилятор предусмотрительно размещён поближе к аналоговой части. Оно и понятно – транзисторы блока питания работают в ключевом режиме, так что там и тепловые потери меньше. А вот транзисторы выходных каскадов при прочих равных выделяют намного больше тепла.
Сообщается, что эксперты усилитель "погрели" в течении пары дней. После нескольких часов звучание изменилось очень заметно.
Специалисты отметили плюсы. Во-первых, это вкусный бас. Он массивный, могучий, но при этом, на удивление, не размазанно-жирный, а упругий и разборчивый. Даже на ролиинговской Anybody Seen My Baby закомпрессированная в пень бас-гитара воспринимается именно как бас-гитара, а не как синтетическая дуделка, забивающая всё остальное.
Во-вторых, понравился вокал. Голоса звучит насыщено – с полновесной нижней серединой и аккуратными, неназойливыми обертонами.
В-третьих, скорострельность. Скажем, на композиции Man With A Harley с диска, посвящённого юбилею Harley Davidson, есть момент с выстрелами. Малейшее скрадывание атаки приводит к тому, что они начинают звучать "как через тряпку". Здесь же звук, как и полагается, резкий, разве что порохом не запахло.
Что касается детальности, то чем больше слушал знакомые тестовые треки, тем больше складывалось впечатление, что усилитель не скрадывает и не затирает мелкие нюансы записи, а, скорее, как-то деликатно "отодвигает" их куда-то вглубь звуковой сцены. Получается интересный эффект – вроде бы в звучании всё есть, и в то же время ничто не выпячивается, звук не рассыпается "на атомы", сохраняется ощущение цельной звуковой картины.
Между прочим, всё это даёт хороший повод поиграться с акустикой. Скажем, модели с мягким характером звучания снизят разрешение системы, но подчеркнут "музыкальную составляющую". А вот акустика с лёгким и детальным звучанием – напротив – вытащит детали с дальних планов. У меня на тестировании сейчас как раз парочка интересных комплектов акустики, позволивших поэкспериментировать. В любом случае, если акустика способна передавать тонкие нюансы, усилитель позволяет реализовать её потенциал.
Так что в каком-то смысле характер Mosconi PRO можно назвать универсальным – он не навязывает свой саунд, а позволяет задавать его подбором остальных компонентов тракта. Это нейтральный и музыкальный усилитель, действительно доступный High End, в котором нет ничего лишнего.
ПЛЮСЫ
Компактная конструкция
Возможность полного обхода входных регулировок
Рекордно низкий уровень фонового шума
Высокая выходная мощность
Экономичен, имеет высокий КПД
Очень интересное "универсальное" звучание
Минусов не нашлось
ИЗМЕРЕНИЯ И ПОДРОБНОСТИ: https://carmus.ru/content/242
Информация подготовлена агентством автомобильных новостей "Автолайн"
http://avtoline.biz