Усилитель мощности звука для автомобиля – неотъемлемая часть качественного автозвука, ведь, как правило, усилитель любого головного устройства (автомагнитолы) не обладает таким запасом мощности, чтобы установить качественную мощную акустику. А так, как приобретение усилителя «в слепую» может существенно не изменить ситуацию с повышением качества звука, то необходимо точно знать, как правильно выбрать усилитель мощности для машины, пишет menspassion.ru.
Отмечается, что автомобильные усилители существенно отличаются между собой по нескольким параметрам:
1. Количество каналов
Монофонические или одноканальные усилители применяются для повышения звуковой мощности только одного канала, поэтому их применяют в основном при установке сабвуфера в автомобиле, ведь он требует значительно большей мощности, чем остальные каналы.
Стереофонические – бывают с двумя или тремя каналами, к которым можно подключить ряд динамиков по системе стерео, ABC или псевдоквадро, а в случаях с трехканальными усилителями возможно подключение сабвуфера.
Четырехканальные – «азы» для создания качественного звука в автомобиле, ведь можно подключить полноценные четыре канала, создав акустическую систему квадро.
Пятиканальные – «комбайны» для создания квадросистемы с выделенным подключением сабвуфера. Это лучший вариант для создания качественного автозвука, т.к. все каналы сбалансированы по техническим параметрам.
Совет: Конечно, можно комбинировать несколько видов усилителей, но всегда учитывайте их соответствие выходных параметров при подключении разных колонок.
2. Выходная мощность
Перед тем, как выбрать усилитель, необходимо учесть, что многие производители электронной техники намеренно указывают разные параметры мощности. Так одни указывают завышенную мощность, беря во внимание ее максимальные пиковые результаты; другие – занижают, чтобы создать пиковый запас мощности. Поэтому всегда обращайте внимание на номинальную мощность усилителя, которая должна быть обязательно на 20-30 % меньше мощности автомобильных колонок.
Выходная мощность напрямую зависит от тока потребления, поэтому стоит обратить внимание на предохранители, предельный ток которого должен соответствовать перегрузке усилителя.
Ответственный производитель усилителя мощности обязательно приложит к инструкции (паспорту) сертификат качества изделия, где обязательно указывается мощность усилителя и условия ее измерения.
3. Коэффициент нелинейных искажений
Параметр, который существенно описывает качество усилителя в зависимости от изменения его рабочих режимов, т.е. этот параметр показывает, как «деформируется» звук. Чем меньше этот коэффициент, тем меньше будет вноситься искажений в звучание. Часто КНИ привязывают к максимальной выходной мощности, ведь искажения возникают именно при большой раскачке канала.
4. Амплитудно-частотная характеристика усилителя
Главный фактор, влияющий на создание качественного автозвука. В авто подбираются усилители мощности с линейной характеристикой в диапазоне от 20 до 20 000 Гц, но для уменьшения резонансных проявлений кузова допускаются установки с провалом на средней частоте (только не с подъемом). Отдельное внимание уделяется УНЧ, который должен создавать подъем АЧХ на низах и спад на средних и верхних частотах.
5. Регулировка частот или функция кроссовер
Большинство современных усилителей мощности имеют фильтры частоты, позволяющие правильно отрегулировать частотную нагрузку на различные динамики, т.к. для ВЧ-«пищалок» необходим срез низов, а для мидбаса наоборот – срез высокой частоты.
6. Дополнительные функции
Приглушение звука, эквалайзер, дополнительные входы и параллельные выходы.
7. Класс усилителя
Обобщающее описание характеристик усилителя по установленной классификации, учитывающее два основных параметра: КПД и уровень вносимых искажений.
А-класс – усилители с минимальными вносимыми искажениями, но имеющие низкий КПД (порядка 20%), поэтому в машину устанавливаются крайне редко из-за больших потерь в электрической схеме.
В-класс – эффективные по мощности усилители, но имеющие значительный коэффициент искажения звука, поэтому в качестве автомобильных используются ограниченно при малых требованиях к вносимым искажениям.
С-класс – мощные усилители с КПД около 75%, но так же имеющие значительные нелинейные искажения, поэтому на их базе невозможно создать Hi-Fi системы, а вот неплохое и мощное звучание получить можно.
А/В-класс – усилители с оптимальными параметрами для использования в автомобильных аудиосистемах, т.к. имеют достаточную мощность при незначительных нелинейных искажениях.
D-класс – современные электронные усилители, имеющие цифровую обработку сигнала. Имеют относительно компактные размеры, высокий КПД при незначительных вносимых искажениях. Такие схемы недешевы, поэтому распространены только при приоритете в создании качественного звука.
Совет: Чтобы и качество соответствовало, и мощность не терялась – оптимально устанавливать в авто усилители только А/В или D класса в зависимости от финансовых возможностей.
Как правильно выбрать усилитель мощности
Чтобы точно знать, как правильно выбрать усилитель мощности в авто, необходимо брать во внимание ряд дополнительных его параметров:
Коэффициент гармонических искажений (THD) – параметр, показывающий на сколько сигнал искажается при усилении. Обычно такой параметр указывают для разных частот, чтобы точно знать, как компенсировать искажения за счет подбора динамиков.
Разделение каналов (Stereo Separation) – описывает независимость друг от друга воспроизведения каналов. Проникновение каналов в усилителе практически неизбежно из-за использования одного источника питания и совместной схемы. Чем больше разделение каналов в децибелах, тем меньше зависимости между ними и лучшее восприятие эффектов.
Демпфирующий параметр – степень инерции акустической системы, способную гасить усилитель, т.к. чем выше этот показатель, тем «чище» будет звучание, т.к. усилитель способен сдерживать инерционные колебания акустической мембраны.
Обратите внимание на качество звука «в живую», т.к. часто название «производителя» часто не совпадает с реальным качеством. Часто подделки обнаруживаются и среди известных «сторожил» автомобильной аудиотехники, поэтому для правильного выбора всегда необходимо проверять технику «в живую». Фирменный товар не может иметь не состыковки качественных параметров, комплектации, упаковки – если такие обнаруживаются, то стоит вспомнить о контрафакте.
Сопротивление нагрузки – параметр, показывающий при каком сопротивлении акустических колонок действительны указанные параметры. Учтите, что понижение сопротивления динамиков приводит к большей нагрузке на усилитель при значительном повышении выходной звуковой мощности и возникновению больших искажений, а при подключении динамиков с повышением сопротивления нагрузки снижается мощность вследствие более проблематичной раскачки.
Выбор усилителя мощности для сабвуфера необходимо проводить по главному параметру – мощности, т.к. качество звука для НЧ не столь важно, чем пиковая мощность.
Задача «выбора усилителя» должна учитывать и особенности его корпуса, ведь для мощной раскачки колонок требуется большая мощность, часть которой трансформируется в разогрев усилителя. Поэтому корпус усилителя желательно должен быть металлическим с мощными ребрами охлаждения, встроенный вентилятор охлаждения не будет лишним. Обычно, чем мощнее усилитель, тем больше размеры корпуса, поэтому, чтобы не возникло проблем с монтажем необходимо учесть габариты.
Совет: Совмещение всех характеризующих факторов для создания качественного автозвука приводит к однозначному выводу, что качественный автомобильный усилитель мощности просто не может быть дешевым. Поэтому при сниженной цене на усилитель ищите в нем «подводные камни».
Информация подготовлена агентством автомобильных новостей "Автолайн"
http://avtoline.biz