Как понять — хорошо звучит аудиосистема или не очень? У каждого на этот счёт наверняка есть своё мнение, но существует несколько критериев, зная которые вы сможете намного легче ориентироваться в этом вопросе. Об этих критериях рассказали в KENWOOD.
Тональный баланс
Под термином "тональный баланс" подразумевается способность аудиосистемы воспроизводить все частотные диапазоны сбалансировано между собой. Например, если в звуке будет недостаток высоких частот, то он будет восприниматься как тусклый, приглушенный, а если будет их избыток, то как слишком звонкий. Если будет мало низких частот, то звук потеряет в своей мясистости, сочности, основательности, а если их будет слишком много, то звук получится слишком тяжелым и тоже будет неестественным.
Вот почему тестовые треки состоят в основном из "живой" музыки, т. е. в которой присутствуют реальные музыкальные инструменты. В отличие от электронных синтезированных звуков, мы можем сопоставить услышанное через аудиосистему с тем, что мы могли бы услышать, например, на концерте. Тональный баланс – это основа натуральности, естественности звучания аудиосистемы.
Детальность, микродинамика звучания
Хорошая аудиосистема должна обладать не только правильным тональным балансом, но и способностью воспроизвести тончайшие нюансы записи. Но нужно ли нам это на самом деле? Существует мнение, что слышать абсолютно все детали записи совсем необязательно. И тому есть даже определённые объяснения.
Во первых, наш мозг может безошибочно определять, какой звучит инструмент, даже если мы слышим его не полностью. Он просто "достраивает" недостающую информацию, черпая ее из памяти об этом инструменте. Во вторых, наш слух обладает инерционностью – очень короткие звуки мы воспринимаем как более тихие, а два коротких звука, дошедших до нас с интервалом менее 40 мс, мы вообще воспринимаем как один (эффект Хааса). В третьих, есть ещё эффект маскировки, когда громкие звуки (особенно если они имеют более низкую тональность), маскируют собой более тихие.
Все эти особенности слуха, кстати, использует алгоритм сжатия MP3 — он выкидывает всю эту "ненужную" информацию. Но почему же тогда если мы конвертируем качественную запись в формат МР3, то ясно слышим, что она стала скучной и "плоской"? Дело в том, что наш слух не настолько уж и грубый инструмент. Вот вам яркий и наглядный пример.
В любом помещении существуют реверберации – звуки живут еще какое то время, отражаясь от стен. Они имеют очень малый уровень и могут даже не восприниматься нами как нечто явное. Но мозг эту информацию всё равно воспринимает и учитывает, формируя ощущение масштабности, объёмности звучания или, как говорят, эмбиенса (ambience). Найдите возможность послушать на хорошей домашней аппаратуре запись, к примеру, большого симфонического оркестра, записанного в большом концертном зале, и вы наверняка заметите, что звуковая сцена будет формироваться не плоско, а будет иметь некоторую глубину – одни инструменты будут казаться расположенными ближе, другие – дальше. Звук не будет привязываться к излучающим его динамикам, зато появится ощущение пространства, присутствия в этом самом реальном зале. А вот тот же самый трек, сжатый в MP3, будет звучать плоско и неинтересно, и все это "волшебство" будет утрачено.
Другая причина, почему нам так важна детальность, лежит уже больше в области психоакустики. Когда наш мозг получает информацию через слух, он в какой-то степени сравнивает его с ожидаемым, спрогнозированным на мгновение раньше. Это постоянное сравнение на подсознательном уровне вызывает эмоции. Вот вам и причина, почему звучание тех же самых MP3 файлов кажется нам простым и скучным (мозг просто не задействует эти механизмы сравнения, ведь сравнивать банально не с чем), а звучание хорошо записанного оригинала, богатого едва уловимыми тонкими деталями и нюансами, воспринимается как более эмоциональное и доставляет намного большее удовольствие.
Атака звука, макродинамика звучания
Макродинамика — это способность аудиосистемы достоверно воспроизводить резкие пики аудиосигнала с большой амплитудой. Макродинамику часто рассматривают вкупе с другим критерием — атакой звучания.
Звук любого инструмента состоит из двух основных частей – атака (начало) и затухание (окончание), и чаще всего решающую роль для его восприятия играет именно первое. Например, у рояля атака – это удар молоточком по струне, у гитары атака – это щипок струны и т. д. Хорошая аудиосистема должна адекватно воспроизводить атаку, не "смягчать" и не "замыливать" ее. Обычно говорят: должна обладать хорошей динамикой. Самая быстрая атака у ударного инструмента – при ударе палочкой по барабану громкость нарастает практически мгновенно. Самая медленная атака – у духовых инструментов.
Хороший пример для понимания атаки – акустическая гитара. Послушайте записи, на которых исполнитель играет пальцами и медиатором. Если аудиосистема достаточно хороша, вы без труда услышите разницу. Во втором случае атака звука будет более быстрая, резкая. Чем лучше аудиосистема передает разницу в характере звукоизвлечения разных инструментов, тем лучше.
Макродинамика напрямую связана с атакой. Дело в том, что в музыкальном сигнале всегда присутствуют резкие пики, амплитуда которых превышает средний уровень в десятки и сотни раз. И если аудиосистема достаточно "быстра", то эти пики передаются легко. А если система не обладает достаточной "скоростью", то она просто "не успевает" передать эти пики, в итоге звучание получается вялым, зажатым. В системах с хорошей передачей атаки и достойной макродинамикой звук всегда четок и энергичен, звучит свободно, легко и открыто.
Линейность аудиосистемы
Под линейностью аудиосистемы понимают её способность одинаково хорошо работать как на малых уровнях громкости, так и на больших.
Музыкальный сигнал имеет очень широкий динамический диапазон (не путать с частотным). Если упрощённо, то динамический диапазон — это разница между самыми тихими и самыми громкими звуками. Не всякая аудиосистема обладает достаточным динамическим запасом. Часто бывает так, что она либо слишком "дубовая" и не чувствительная к мелким деталям в звучании, но зато "просыпается" на высокой громкости. Либо система достаточно чувствительна и хорошо воспроизводит мелкие нюансы записи на небольшой громкости, но при этом перегружается на высоких уровнях сигнала.
Как оценить линейность аудиосистемы?
Возьмите любую приятную музыкальную композицию, желательно с "живыми" инструментами. Такая музыка подходит лучше всего, потому что наш слух легко проводит аналогию между услышанным и звучанием настоящего инструмента.
Сначала послушайте композицию на небольшой громкости. Не убавляйте её слишком сильно, а просто выставьте такую, как если бы хотели поставить эту музыку в качестве фона. Обратите внимание, хорошо ли вы слышите все инструменты? Насколько достоверно они передаются? А может быть, некоторые из них не слышны вовсе?
Теперь запустите этот трек снова, но увеличьте громкость до нормального комфортного уровня, с которым можно слушать музыку долгое время, не утомляясь. Обратите внимание на разницу в звучании.
А теперь поставьте этот трек в третий раз, но уже на повышенной громкости. Не на такой, которая вызывает дискомфорт, а например, когда находитесь в хорошем настроении и хотите прибавить погромче. Обратите внимание, при повышенной громкости ваша система зазвучала более ясно и динамично или же наоборот — зазвучала грязно, тяжело и неуютно, и громкость сразу же захотелось убавить? Этот простой способ позволит вам оценить линейность вашей аудиосистемы.
Информация подготовлена агентством автомобильных новостей "Автолайн"
http://avtoline.biz