Калибр 4 дюйма – довольно специфический. Компонентная акустика в таком размере мало используется в качестве основной (по крайней мере, в автомобильном применении), а вот в качестве СЧ/ВЧ звена в трёхполосных системах подходит очень даже хорошо. Причём, как при установке в штатные места (скажем, в тех же BMW), так и в серьёзных кастом-инсталляциях. А в мотоциклах она чаще всего и вовсе показывает себя лучше, чем более крупные собратья.
О "четвёрке" E.O.S. Opera ES-100 пишет carmus.ru.
Сообщается, что комплект Opera ES-100 во многом повторяет акустику этой серии других размеров. Здесь используются те же твитеры с алюминиевыми куполами, что и в Opera ES-130 и ES-165 первых выпусков. Кроссоверы точно такие же.
Динамики сделаны добротно и выглядят почти как сабвуферы в миниатюре. Солидные литые корзины, жёсткость просто каменная.
Диффузоры во всей серии Opera выполнены из целлюлозы с защитно-демпфирующим полимерным покрытием лицевой части. С тыльной стороны они имеют более привычную "бумажную" фактуру. Жёсткость и в более крупных калибрах не вызывала сомнений, а в 4-дюймовом динамике с этим проблем ещё меньше. В этом смысле Opera вообще довольно удачна.
Магнит достаточно крупный, закрыт по периметру защитным кожухом.
Звуковая катушка чуть меньше, чем у "старших братьев" по серии, но по меркам 4-дюймовой акустики всё равно достаточно крупная, её диаметр – 30 мм.
Поскольку фильтры обычно рассчитываются под конкретную акустику, применение унифицированного кроссовера для всей серии поначалу вызвало настороженность. Если динамики 6,5 и 5,25 дюймов часто бывают действительно схожими, то 4-дюймовые порой отличаются от них слишком сильно.
В случае с Opera ES-100 разница в звучании до разминки и после разминки динамиков оказалась неожиданно сильной. При самом первом включении звучание показалось ярким, акустика совсем не забиралась в бас. После пары дней "массажа" прогревочным сигналом звучание перестало "ярчить" на средних частотах, начала уходить неприятная резкость.
Дополнительно пришлось "помять" НЧ/СЧ динамики синусом. Только потом они начали раскрываться. Звучание стало более лёгким, заметно улучшилась детальность. Это совсем неудивительно – с более мягкими подвесами динамик лучше откликается на подаваемый сигнал.
Отмечается, что 4-дюймовый калибр выглядит привлекательно – малая масса подвижной системы и почти полное отсутствие изгибных призвуков диффузора делают звучание на СЧ весьма точным и "быстрым".
С прогревом появилась ещё не басовитость, но уже некоторая уверенность внизу, насколько это позволяет 4-дюймовый калибр. Верхний бас без чрезмерного напора и акцентированного панча, но структура инструментов прорабатывается старательно.
На верхах характер звучания задали алюминиевые твитеры. "Металл" ощущается, однако типичного звона нет. В этом есть заслуга и кроссовера, и самой конструкции твитеров. Алюминиевый купол на шёлковом подвесе – вообще одно из удачных решений, которые позволяют получить хорошую микродинамику на ВЧ, но избежать характерных призвуков. Недаром же такое сочетание любят многие производители домашней акустики.
Установка твитеров в Opera ES-100 требует особого подхода. "В лоб" направлять их точно не нужно – в таком положении верхние частоты становятся навязчивыми и начинают "отслаиваться" от основной музыкальной картинки. Это особенно заметно на вокале – свистяще-шипящие звуки как будто существуют отдельно от голоса. А вот при небольшом развороте тональный баланс выравнивается, и ВЧ звучат более "слитно". Поэтому ставить их лучше с направлением на противоположного слушателя или друг на друга. Переключатель уровня ВЧ на кроссовере лучше выставить в положение "-2 дБ".
Неплохих результатов, как это ни странно, можно добиться и при установке в штатные места в панели с отражением от стекла. В последнем случае переключатель ВЧ на кроссовере есть смысл переставить в положение "0 дБ".
После соответствующих измерений был сделан вывод, что калибр 4 дюйма – хоть и не самый ходовой, но во многих случаях будет самым оптимальным. E.O.S. Opera ES-100 очень неплохо покажет себя как СЧ/ВЧ звено в трёхполосной системе. В полной "поканалке" динамики раскроют себя полнее, но "полупоканалку" тоже можно рассмотреть как вариант. Штатный кроссовер здесь рассчитан толково и учитывает особенности самих динамиков.
С установкой твитеров особо возиться не придётся – разворот друг на друга или банально установка в штатные места (особенно, если они в панели и "смотрят" вверх на стекло) позволят получить неплохую согласованность ВЧ и НЧ/СЧ звеньев.
К комплекту можно присмотреться мотоциклистам. Корпус с "чистым" объемом всего полтора литра и коротким портом фазоинвертора помогут получить достаточно "панчовое" звучание. Кстати, и металлические твитеры здесь тоже придутся к месту – на открытом пространстве они часто бывают даже предпочтительнее шёлковых.
ПЛЮСЫ
Добротная конструкция НЧ/СЧ динамика
Увеличенная звуковая катушка
Способность работать в небольших корпусах
МИНУС
Требуют уж очень длительной "разминки"
Подробности и измерения: https://carmus.ru/content/216
Информация подготовлена агентством автомобильных новостей "Автолайн"
http://avtoline.biz