Какие модели машин самые громкие и при каком уровне звука у человека в прямом смысле слова волосы встают дыбом, корреспонденту агентства «Минск-Новости» Евгению Олейнику рассказал руководитель добровольного некоммерческого объединения любителей автозвука «Белорусская лига автозвука» Андрей Семавин.
В чем смысл соревнований по автозвуку?
Есть разные виды состязаний. Например, Bass Race. Там машины участников разделяются на классы в зависимости от того звукового давления, которое они могут спокойно развить: 129,9 дБ, 139,9 дБ и 149,9 дБ. Человек с самым простеньким сабвуфером за 100–200 рублей без проблем сможет поучаствовать в классе 129,9 дБ. Суть состязания в следующем. К двум соперничающим машинам прикрепляют датчики, которые измеряют мощность звука. Владельцы авто крутят регулятор громкости в течение 30 секунд. Их задача — установить средний уровень звукового давления как можно ближе к цифре, заявленной в своем классе, но не превысить ее. К примеру, у тебя класс 129,9, набираешь 130 дБ — проигрываешь. Соперники видят свой результат, который ежесекундно высвечивается на большом электронном табло, и в соответствии с этим регулируют уровень звука. В этом соревновании многое зависит от подбора участниками музыкального трека и выдержки. Очень часто проигрывают те, кто начинает нервничать и делать музыку слишком громко.
Другой подвид соревнований – максимальная громкость. Там также несколько категорий. В одной побеждает тот, у кого громче аудиосистема, во второй – звук должен быть не только громким, но и качественным. Самая громкая в Беларуси машина — Renault Rapid Ивана Слабейко. Его рекорд — 163,1 дБ.
Но по санитарным правилам и нормам считается вредным для здоровья даже кратковременное пребывание в зоне с уровнем звука свыше 135 дБ…
Я был в машине при звуке более 160 дБ в течение минуты. Выжил. Ничего не порвалось, не отвалилось, только волосы дыбом встали… Все зависит от частоты звука. В том случае частота была примерно 40 Гц. В одном отрывке песни она оказалась примерно 55 Гц. Тогда было очень некомфортно. Показалось, будто из носа кровь потекла. Вообще, никогда не слышал и не встречал в Интернете информацию, что во время соревнований по автозвуку кто-то получил травму. Обычно срабатывает инстинкт самосохранения. Человек как-то подсознательно чувствует максимальную громкость, которую способен выдержать. Если уровень звука для вас опасен, вы просто обойдете такой автомобиль стороной. Обычно же гостям соревнований нравится сидеть в салоне наших громких машин.
И что же их привлекает?
Сложно описать словами. Как будто ощущаешь каждую частицу своего тела. Реально чувствуешь вибрацию носа, печени, сердца.
Почему машины, которые соревнуются в максимальной громкости, порой называют броневиками?
Когда уровень громкости становится выше 155–160 дБ, машину начинает трясти и чуть ли не разрывать от вибрации. При низких частотах лопаются стекла. Поэтому корпус автомобиля усиливают, салон обшивают металлом, ставят бронестекла. В итоге некоторые транспортные средства реально становятся как броневики.
Насколько удобно ездить по городу на такой машине?
На подобном автомобиле не ездят каждый день. Хотя в Минске есть таксист, работающий на машине, на которой и в соревнованиях участвует. По просьбе пассажиров он порой демонстрирует возможности аудиосистемы, но не максимальные. В повседневной жизни вряд ли кто-нибудь из спортсменов станет слушать музыку на полную катушку. Это некомфортно. Как-то на улице Кирова общались с журналистами, показывали им одну из машин и по их просьбе почти на максимум выкрутили регулятор громкости. Сила звука была такой, что во всем квартале у машин сработала сигнализация.
Часто ли на вас жалуются, когда проводите соревнования по автозвуку или тренировки?
Мы проводим мероприятия подальше от жилых домов. Например, в июле на улице Октябрьской организовали конкурс на самый мощный автозвук. Одно из излюбленных мест для встречи — мотокафе. Оно находится за кольцевой неподалеку от Чижовки. Там большая парковка, где мы собираемся с разрешения хозяина заведения. А слушать музыку на полную катушку в каком-нибудь спальном районе — это некрасиво, мы стараемся так не делать. Не станет тот, кто всерьез увлекается автозвуком, самоутверждаться, остановившись у светофора.
Как я понимаю, чем больше ты можешь себе позволить динамиков и различного оборудования, тем громче будет автомобиль… А смысл в таком соперничестве, если всё решают деньги?
Машина, у которой только в одной двери под 20 динамиков, выглядит очень эффектно. Но на самом деле громкость зависит и от многих других факторов. Обычно подобные демокары на соревнования выставляют производители звукооборудования. Им выгодно продать больше колонок, сабвуферов и прочего. Безусловно, аудиосистема должна быть качественной, но на одних деньгах не выедешь. Например, в 2017 году на открытом чемпионате Российской Федерации по автозвуку и тюнингу в финале встретились Hummer, напичканный оборудованием за спонсорские средства, и Renault Rapid, сделанный белорусским спортсменом за собственные деньги. Оснащения у него было в разы меньше. Однако в номинации «Громкое качество» победил наш парень. В «Максимальной громкости» занял второе место. Причем во время состязания в аудиосистеме нашего земляка перегорел усилитель и три сабвуфера из шести отключились.
Как сделать свою аудиосистему громче?
Для нее должно быть соответствующее акустическое оформление. Например, устанавливают специальные корпуса для сабвуферов, которые значительно усиливают звук. Я с помощью программы рассчитал оптимально подходящий для моего авто объем такого ящика и длину фазоинвертора. Только благодаря этому по сабвуферному звену звук усилился в три раза. Вообще, именно с таким корпусом и его фазоинвертором спортсмены чаще всего экспериментируют. Порой месяцами ищешь идеальный объем и длину. Настолько часто разбираешь и собираешь ящик, что нет смысла как-то его подкрашивать и приводить в должный вид. Поэтому корпуса под сабвуферы нередко поцарапанные, подпиленные и облезлые. Хотя внешний вид акустической системы на соревнованиях также учитывается.
Есть ли у любителей автозвука излюбленные марки и модели авто?
Ребята, которые хотят получить максимальную громкость не заботясь о качестве звука, обычно берут маленькую машину — хэтчбек. Дело в том, что на соревнованиях датчик, считывающий мощность звука, крепится на лобовое стекло. Соответственно, чем ближе сабвуфер к датчику, тем, как правило, показатели выше. Хорошо усиливают звук угловатые авто. Есть среди таких легендарные машины, такие как Fiat Panda 1980-х годов выпуска. Квадратная такая, типа «Оки». У нее резонанс салона 70 Гц. Она очень сильно увеличивает громкость, и большинство мировых рекордов установлены именно на Fiat Panda. Сейчас на просторах СНГ достаточно сложно найти в продаже эту машину. В России, Беларуси и Украине спортсмены уже точно все разобрали. Причем многие из подобных авто по дорогам общего пользования не ездят, их привозят на соревнования в прицепе. А там уже метров 20 они преодолевают своим ходом, как этого требуют правила, до стенда для замера мощности звука.
Зависит ли результат от музыки, которую выбирают соревнующиеся?
Все зависит от того, под какой диапазон частот выстроена аудиосистема. Как правило, это 50-60 Гц, так как у салона легкового авто примерно такая резонансная частота. В этом случае на соревнованиях чаще используют клубную музыку, где есть высокочастотные звуки. Например хаус. Рэп не дает таких показателей. Там больше низкочастотных звуков. Но вот вибрация от них сумасшедшая. Уже на 155 дБ салон будет трясти. При большей мощности звука можно порвать кузов. Топовые спортсмены дважды за сезон укрепляют и заваривают машины. Чаще всего страдают стекла, рамка двери, крепления зеркал.
ВИДЕО: https://youtu.be/yf-T_HdW2xI