Долго думал над названием, в итоге текста набралось довольно много, так что приходится поделить на части.
Аннотация. Данный цикл статей описывает всю значимость правильного питания в автомобильной бортовой сети, в особенности — с наличием в ней аудиосистемы, а так же служит регулярным ответом на вопрос новичков — "азачем мне вольтметыр? и так намана"… В случае возникновения подобных вопросов в ходе консультации - можно закидывать клиентуру этими статейками)
Для начала, пожалуй, закину парочку примеров пользы вольтметра
Первый пример будет, пожалуй, из личного. Еду я однажды, слушаю иностранных исполнителей чёрного цвета, и тут чувствую _тот_самый_запах_. Взгляд на вольтик — там 11.2. На ходу, причём уже музыку заглушил. Причём странно, но вольтаж вёл себя рандомным образом — то падал меньше 12, то 13.6+. Но что заметил — максимальный вольтаж был 13.8, что меня как-то не устраивало. Ну думаю, щётки, настало ваше время. Поменял полностью регулятор напряжения, всё собрал, запускаю — 13.6. Временами опять таки падает до 11.5. Покатался так какое-то время, обламываясь с прослушкой, пока однажды не открыл капот после поездочки, и увидел, как со мной здоровается гайка, которая крепит предохранитель генератора. Причём так громко здоровается, красная, пластик кожуха аж расплавила, как по мне скучала.
В итоге — приняты меры по извлечению предохранителя, зачищению всего и вся от окислений (к слову сказать, в данном вопросе лично мне прекрасно помогает раствор соды), как итог — 14.2 на борту стабильно, без каких-либо загадочных провалов. Хэппи энд, никто не сгорел, ничто не сгорело.
Вторая история будет с не очень счастливым концом, однако очень показательна и поучительна. Пожаловался мне один гражданин, что урал аэс — саундбубен плохой, сгорел чот быстренько. Ну думаю сгорел и сгорел, наверняка слушал как *это слово нельзя употреблять в соответствии с одним из пунктов правил данного ресурса*.
Но спустя некоторое время, он же обращается ко мне с вопросом, что походу чёт с уселом, саб поменял, он немного поиграл, и тут всё пропало. Ладно, прихожу, смотрю — на терминалах усилителя КЗ, причём стабильный такой и пробивной, сразу же поздравил с предстоящим ремонтом. ясссное дело, предохранитель погорел синим пламенем.
Ну, мог бы его так и отпустить, но любопытство сыграло свою роль — попросил запустить двиг, работает как непонятно что, пропуски зажигания лютейшие. Лааадно, мой вопрос в другом, замеряю напряжение на аккумуляторе — 12.3 вольта. На запущенную. Ну какбэ опачке, вот оно. Глушим двиг, объясняю владельцу, почему всё так случилось, говорю едь к элехтрикам, пусть ищут, почему заряда нет. Но всё таки решил на шару пошевелить фишку возбудителя, оказалось она немного вылетела — и вуаля, запускаем мотор — на приборе 13.9, сразу начинает позитивненько расти, мотор работает ровно, все счастливы. Ну, не считая сгоревших саба и моноблока. Мораль — даже не поломка, а глупое стечение обстоятельств привело к ремонту оборудования. В свою очередь, устранить причину ни стоило ни копейки. И будь в авто установлен вольтметр — всё бы очень своевременно обнаружилось.
Ну и пожалуй, перейдём к третьему случаю, когда хотелось бы отметить важный аспект не только установки вольтметра, но и его правильного расположения.
Итак, система 146+, владелец — больной человек, нужно больше. Произвели апгрейд системы, и без того мощный моноблок был заменен на аналогичный, но на 2 киловатта мощнее. По питанию всё неплохо, там тебе и плита, и генератор повышенной производительности (не знаю сколько именно, отстань), но под компотом — кислота. Временно, но пока есть то, что имеем. В терминалы моноблока гордо залезает широченный кабель в 000 Ga, ну или по нашему — 75 квадратов по ГОСТ, 90 квадратов по ТУ.
Проблема — усилитель быстро обижается и уходит в защиту. Страаанно, ведь во время валева, на вольтметре цифр ниже 11.6 не бывает (просадочка конечно не слабая, но защиты не должно быть).
Интересуюсь, а куда же присобачен вольтметр? К бортовой проводке автомобиля, конечно же, чё его тянуть в багажник то. Яссснопонятно, подцепляю прибор к терминалам бразильца, и наблюдаю, как вольтаж потихоньку опускается с 11 вниз. На 10.2 уже начинаю во всю орать, чтобы владелец прекратил это, на 9.7 слышу сатанинский стук динамика (нет, с ним всё в порядке, но клипующий усилитель звучит именно так), и усилитель вываливается в защиту. Спереди же, крайний показатель был 11.4.
Опять таки, хэппи энд, нигде ничего не сгорело, питание системы будет улучшено, коробасик перепилен, и все будут счастливы. Наверное. Но это потом.
На этом, пожалуй, закончим с примерами. Это только то первое, что вспомнилось из личного. А это — статья, написанная простым любителем, через которого проходит не так много машин. Думаю, реальную статистику прикинуть не трудно.
В следующей части рассмотрим подробнее - что же такие клип и хоть примерно попытаемся понять его сущность)