Автозвук: параметры и свойства динамиков

Почему одни динамики хорошо работают при установке в двери или в заднюю полку, а другие непременно требуют корпусов? Почему одни сабвуферы хорошо работают в компактных корпусах, а вторым непременно нужен большой объем? Такие вопросы часто задают любители автозвука. Разобраться в этом предлагает Pioneer Russia.

Специалисты рассказали, что в начале 70-х годов Нэвилл Тилль и Рихард Смолл предложили рассчитывать акустическое оформление, взяв за основу три главных параметра, которые названы в их честь – это параметры Тиля-Смолла.

Любой диффузор состоит из неподвижного каркаса и закрепленной на нем подвижной системы. А как известно из школьных уроков физики, любая подвижная система на определенной частоте может входить в резонанс. Это и есть собственная резонансная частота динамика Fs. «Собственной» она называется по той причине, что не учитывает корпус, в который может быть установлен динамик. Если же динамик поставить в корпус, то диффузор будет дополнительно «поджиматься» воздухом, который в нем заключен. Чем меньше корпус, тем более упругим будет эта дополнительная воздушная «пружина» и, соответственно, резонансная частота будет выше.

Подвес, на котором держится диффузор, можно рассматривать как автомобильную подвеску, с пружинами и амортизаторами. Первые придают ей упругость, а вторые имеют определенную вязкость. Соотношение упругих и вязких сил показывает величина добротности: чем лучше подвес гасит собственные колебания, тем добротность ниже и, соответственно, чем он более упруг, тем добротность выше. Эта добротность называется механической и обозначается Qms. Но это еще половина дела. Диффузор можно сравнить и с электродвигателем, ведь в нем есть катушка, которая перемещается при прохождении по ней тока, как бы толкая динамик, а любой электродвигатель, который раскручивают насильно, превращаясь в генератор, сам начинает вырабатывать ток. Когда динамик входит в резонанс, то становится таким генератором: он оказывается «нагружен» усилителем, а значит будет тормозиться. Насколько эффективно это будет происходить, как раз и характеризуется электрической добротностью – Qes. Полная добротность Qts складывается из двух составляющих – Qms и Qes.

Третий из основных параметров Тиля-Смолла – эквивалентный объем Vas. Воздух можно сжимать и разжимать, причем большой объем воздуха сжать легче, а маленький обладает большей жесткостью. Эквивалентный объем динамика – это такой объем воздуха, который при воздействии на него диффузора обладает такой же жесткостью, что и сам подвес. Зависит этот параметр от двух вещей: во-первых, от мягкости самого подвеса – чем он мягче, тем эквивалентный объем больше; во-вторых, от размера диффузора – большой диффузор «толкает» больший объем.

Информация подготовлена агентством автомобильных новостей "Автолайн"
http://avtoline.biz

18.04.2018 16:11 Источник 0

Комментарии